21:28 

Немножко про паровозы и прочее.

He who controls the past commands the future. He who commands the future conquers the past.
Давненько я не писал ничего интересно-тематического, а тут вот и повод представился.
Сейчас я хочу рассмотреть особенно использования железных дорог на паровозной тяге во время крупных боевых конфликтов. Проще говоря, мировых войн :)
В целом данным вопросом можно охватывать достаточно большой промежуток времени, начиная от конца 19-го века и заканчивая 40-ми годами 20-го, прежде всего потому, что в это время в качественном плане мало что изменилось. Изменились лишь такие показатели, как нагрузка на ось, сила тяги новых паровозов и, соответственно, вес состава.
Итак, попробуем обобщить основные трудности железнодорожных перевозок в военное время и способы их решения.
Прежде всего, это увеличение объема перевозок. Помимо пассажиров и мирных грузов, приходится массово перевозить военные грузы. Также при этом увеличивается поток грузов, генерируемый промышленностью, особенно военной, по вполне понятным причинам.
На втором месте мобилизация подвижного состава и персонала в чисто военных целях. Это я рассмотрю впоследствии.
И, наконец, боевые потери подвижного состава и персонала, которые также нуждаются в восполнении.
А теперь - все в кучу, безотносительно конкретной привязки к вопросу.
Госрезерв подвижного состава. Скорее всего, это российское изобретение как раз конца 19-го века. Под этим понимается подвижной состав, находящийся на базах запаса и предназначенный для использования в случае войны. В Российской империи в резерве состояли паровозы серии Ч, позднее - серий Щ и Э. Паровозы и вагоны резерва можно использовать как для усиления наиболее загруженных железных дорог, так и для чисто военных целей. Преимущества такого резерва очевидны - не придется устраивать "тришкин кафтан" в случае нехватки паровозов или вагонов, перебрасывая их с одного места в другое.
Унификация средств тяги, то бишь паровозов. дальше всех в этом вопросе зашла, опять же, Россия, с серией Э. Самый массовый паровоз в истории, как-никак. А пострадала - Германия, у которой железные дороги заказывали паровозы под свои требования. И, в итоге, в Германии образовался чудовищный зоопарк паровозов разных возрастов и конструкций, который, особенно в условиях наступления на большую глубину, обслуживать и ремонтировать было решительно невозможно. Немцы спохватились только в 42-м году, и создали паровоз BR52, Kriegslok, который, впрочем, появился уже слишком поздно и лишь отвлек на себя значительное количество материалов и ресурсов, не улучшив при этом ситуацию на железных дорогах Германии.
"Военные паровозы" как попытка разрешения проблемы "зоопарка" появлялись и в других странах - в США и Франции. От паровозов мирного времени они отличались более свободными допусками на изготовление деталей, использованием недефицитных и более дешевых материалов (сталь вместо меди и т.п.) и, соответственно, меньшим сроком службы. К примеру средний срок службы паровоза BR52 должен был составлять 5(!) лет. Стоит ли говорить, что для паровоза это очень скромный показатель. Следует понимать, что "военный паровоз" - решение той проблемы, которую лучше не допускать, унифицируя подвижной состав в мирное время. В России это понимали :)
Апофеозом возможностей железных дорог стало их использование в СССР в Великую отечественную, и это самое интересное и важное.
В СССР использовалась масса интересных методов повышения пропускной способности. Это были: "трамвайное движение", при котором поезда следовали друг за другом в пределах прямой видимости. В сочетании с "трамваем" использовалась живая сигнализация - расставленные вдоль путей сигнальщики, которые подавали сигналы к остановке или продолжению движения.
На однопутных участках использовалось "кольцевое движение" - по одной однопутной железной дороге поезда следовали только в одном направлении. а по близлежащей - в обратном, это также существенно повышало пропускную способность.
ОРКП - особого резерва колонны паровозов, создавались с 1942 года. Это, фактически, гениальное изобретение для большой войны, особенно в условиях наступления. И вот в чем оно заключалось. Из крупных депо мобилизовались паровозы одной серии одинаковых модификаций, вместе с теми локомотивными бригадами, за которыми оные паровозы были закреплены. В основном использовались паровозы Э различных модификаций и СО17 с конусной тягой. Вместе с паровозами мобилизовались и ремонтники. Таким образом, каждая ОРКП была самообслуживающимся подразделением, имеющим все необходимое для экипировки и мелкого ремонта паровозов в полевых условиях. Соответственно, использовались они на прифронтовых территориях для вождения составов с военными грузами. Стоит ли говорить, что условия такой работы были крайне тяжелыми и опасными. Но в ОРКП мобилизовали лучших людей и лучшие машины. Ну и как частность - паровозы Э проявили себя необычайно живучими - локомотивная бригада забивала деревянными чопами изрешеченный пулями котел, после чего паровоз буквально напоминал ежа, поднимала пар и продолжала движение.
Вроде бы ничего не забыл. Про бронепоезда писал уже, более не хочу.
Надобно будет в самое ближайшее время написать также про военное применение узкоколейных железных дорог, а особенно о "декавильках".

Мда, какие-то тезисы получились вместо повествования. Впрочем, в данной ситуации оно и лучше, наверное.

@темы: История, Техника

URL
Комментарии
2009-07-04 в 21:42 

Jenious
Нет свободы для врагов свободы!
Интересно, спасибо :) Это вообще важная тема, которую часто упускают из виду, уогда говорят о планировании и проведении операций.

2009-07-04 в 21:51 

He who controls the past commands the future. He who commands the future conquers the past.
которую часто упускают из виду, уогда говорят о планировании и проведении операций

При анализе оных про нее вообще забывают. Что печально. Ну а без железки, сами понимаете, ни привезти, ни увезти.

URL
2009-07-06 в 19:04 

Асат
Дракон из зажопинска.
Благодарю, познавательно.

С сигнальщиками, стоящими вдоль линии - это сильно. А ночью в мороз посреди леса, получается, тоже стояли? Впечатляет. И кстати, семафорная сигнализация в те годы не применялась? А то пару лет назад попадалась книга про авиацию того времени, один из лётчиков описывал полёт где-то недалеко от фронта и был там эпизод с однопутной железной дорогой, по которой один за другим шли поезда в одном напралении "на жёлтый". Причём поездов было так много, что снег по одну сторону дороги был белый, а по другую - чёрный. Так вот, с жёлтым это получается уже преувеличение или как?

2009-07-06 в 21:48 

He who controls the past commands the future. He who commands the future conquers the past.
А ночью в мороз посреди леса, получается, тоже стояли? Впечатляет.

Дык, война ждать не будет.

И кстати, семафорная сигнализация в те годы не применялась?

Вот как раз она тогда и применялась повсеместно. Впрочем, уже внедрялась и автоблокировка со светофорами.

Так вот, с жёлтым это получается уже преувеличение или как?

Это может быть как сигнал семафора "следовать осторожно" (крыло опущено под углом 135), так и собственно желтый сигнал светофора на участке с АБ, сигнализирующий о свободности впереди одного блок-участка.

URL
2009-07-08 в 19:50 

Асат
Дракон из зажопинска.
Дык, война ждать не будет.
Брр. Да, в современных условиях и в мирное время такое представить сложно. А ведь, что интересно, сколько читал литературы по теме, как детской в молодости, так и более серьёзной потом - нигде такие вот моменты не упоминались. Про солдат на фронте и собственно бои - сколько угодно. Иногда - про заводы и условия там. А вот подобные моменты почему-то стабильно опускаются, даже в книгах, где описывается ЖД тех лет.

Вот как раз она тогда и применялась повсеместно. Впрочем, уже внедрялась и автоблокировка со светофорами.
Млин, обшибся. Не семафоры (с ними-то как раз всё ясно), а именно светофорная регулировка. Ведь "движение на жёлтый" подразумевает наличие этого самого жёлтого. Вот и стало интересно, было ли оно в те годы, или это уже автор, годы спустя писавший книгу, допустил такую неточность. Получалось, что всё-таки было, но не повсеместно?

2009-07-09 в 19:02 

He who controls the past commands the future. He who commands the future conquers the past.
Получалось, что всё-таки было, но не повсеместно?

Да, именно так. Оно тогда только внедрялось.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Хитросплетения путей

главная